Новости Православия
Патриарх Кирилл: Каждый новый храм — это призыв идти в храм, идти навстречу Господу
21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в воссозданном кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Игорь Михайлович, господин губернатор! Дорогие высокие гости, отцы, братья и сестры!
Можно смело сказать, не впадая ни в какие преувеличения, что сегодня произошло историческое событие. Это исторический день для города Твери, имевшего огромное значение в древней истории нашего Отечества, но и сегодня обладающего большим потенциалом и играющего важную роль в укреплении экономики и обороноспособности страны. Тверь никогда не теряла своего значения, хотя и были времена ее ослабления. И не может потерять — не только потому, что географически прекрасно расположена, но и потому, что здесь живет замечательный народ, трудолюбивый, талантливый, мужественный, который умеет защищать родную землю, умеет сохранять Православие, несмотря на страшные угрозы, и восстанавливает свои святыни.
Вот и этот замечательный кафедральный собор — разве не символ, не проявление духовной силы тех, кто живет в сем святом граде, включая власти, воинство, людей состоятельных и совсем простых? Такая святыня могла быть воссоздана только соборно, то есть всеми вместе, и только тогда, когда в ней есть потребность. А ведь это самое главное. Если у людей есть потребность иметь храмы, значит, у них есть потребность вступать в контакт с Богом. Не по привычке, не в силу какого-то обряда, а внутренняя, духовная, даже интеллектуальная потребность.
И ведь этот контакт, если он искренен, сердечен, если он наполнен верой, никогда не посрамляет того, кто вступает в общение с Богом. Разве люди на протяжении тысяч лет обращались бы к небесам, к Богу, если бы не получали ответ? Многие знают: если плохой чиновник, то к нему раз сходили с просьбой, а он не помог, второй раз не помог, а на третий раз уже никто не пойдет. Не будет человек обращаться туда, откуда не приходит ответ, причем положительный, содержательный ответ. Сам факт наличия реальной связи с небом, с Богом есть сокрушительный аргумент против всех, кто Бога отрицает. Или приведите в пример, отрицающие Бога, хоть что-нибудь, что на протяжении тысяч лет сохраняется не просто в традиции, но и в жизни людей, как одна из самых важных потребностей!
Именно отвечая на эту потребность, а вовсе не теша себя тщеславием, Патриарх и Синод приняли решение строить храмы на русской земле, коих так много было разрушено в безбожное лихолетье. А ведь нас останавливали, говорили, будто все это пиар-кампания, что храмов вполне достаточно, что в некоторых городах они и народом не наполняются, — в общем, что не нужно строить никаких храмов. И это была критика не только в мой адрес, поскольку я инициировал это строительство, но и в адрес всех архиереев, которые активно включились в возведение храмов на территории своих епархий.
Ну, а где сейчас эти критики? Кому в голову придет утверждать, что напрасно мы сегодня молимся в этом храме, что напрасно строятся храмы на территории Тверской, Петербургской, Московской, Новгородской областей? Никому в голову не приходит, потому что даже самые жесткие критики, наблюдая за этим совершенно дивным процессом, говорят: не знаем, есть Бог или нет, но мы с уважением относимся к тому, что люди делают. Такое и я часто слышу.
А сколько людей пришло к Богу через строительство храмов — строители, инженеры, архитекторы, представители местных администраций, руководители разного уровня! Почему? Да потому что храм — место присутствия Божественной благодати. И нужно быть уж очень зачерствелым человеком, с каменным сердцем, с детерминированными ложными идеями, чтобы не увидеть за всем этим дивное движение людей к Богу в нашей стране, выражающееся, в том числе, и через строительство святых Божиих храмов.
Строительство храма — это, как я уже сказал, результат духовного энтузиазма и, несомненно, мировоззренческого подвига, но, с другой стороны, ведь это и обязательство, которое берут на себя все, кто храм строил. Нельзя построить храм, а потом в него не ходить, — говорю, обращаясь к строителям, архитекторам, местному начальству. Построили храм? Извольте ходить! Иначе как объяснить ваши усилия по строительству храма? Может, ради политического пиара строили, если храм Божий вам не нужен? Каждый новый храм — это призыв идти в храм, идти навстречу Господу. А придя в храм, следует подумать о себе, о своей жизни, подвергнуть себя самому главному суду — суду своей совести. Вычленить из своего жизненного опыта все самое тяжелое, позорное, о чем даже вспоминать стыдно, покаяться пред Господом, а если сил хватит, то и на исповеди, чтобы смыть этот грех, чтобы его больше не было, чтобы с нового, чистого листа писать свою жизненную историю. Все эти возможности открываются, когда появляется храм Божий, когда возникает сильная православная община, когда совершаются богослужения, когда совершается общая молитва, когда возвышается дух человека и укрепляется дух народа.
Еще и еще раз хотел бы поблагодарить и светские власти, которые принимали в строительстве собора активное участие, и церковное руководство, в первую очередь в лице владыки митрополита Амвросия, но, знаю, и многие другие помогали. И, конечно, самая большая благодарность всем вам, мои дорогие, за то, что веру сохранили, за то, что строить храм помогли, за то, что наполняете его в часы молитвы. Верю, благословляю и очень желаю, чтобы и впредь храм Божий вами наполнялся. А если по всей Руси великой произойдет духовное возрождение народа, то никакие силы нас не победят.
Кстати, это очень хорошо поняли и наши «стратегические партнеры», те самые, которые ополчились на Русь Святую, как мы молимся на каждом богослужении, которые силой, хитростью, попытками дипломатической и экономической изоляции пытаются заставить Россию и русских идти по намеченному ими пути.
Мои родители пережили Ленинградскую блокаду; отец как инженер участвовал в строительстве оборонных укреплений вокруг Ленинграда. Я уже как-то рассказывал эту историю, но еще раз расскажу. Где-то в районе Луги они строили укрепления и вдруг увидели, как бегут солдатики. Отец их остановил их и спрашивает: «Ребята, вы куда бежите?» — «Отступаем!» — «А почему вы не на боевой позиции?» Один из солдатиков отвечает: «У нас одна трехлинейка на двоих. Нам сказали: когда одного убьют, пусть второй возьмет. На эту трехлинейку одна обойма, а там танки! Как же мы можем победить тех, кто едет на танках?»
Вот таким было соотношение сил — можете себе представить? А кто победил? Мы победили! Почему победили? Конечно, мужество народа, мудрость военачальников, героизм армии — все это было. Но ведь и другие армии имели мудрых полководцев, прекрасное военное снаряжение, дисциплину — и сдались. А мы не сдались! И за всем этим — не только личный героизм наших воинов, не только талант полководцев. За всем этим — рука Божия. Именно так и наши военачальники времен Великой Отечественной войны воспринимали свои победы, а потому хоть и тайно — уж больно высокое положение занимали, — но приходили в храмы, ставили свечи, молились. Не буду сейчас называть их имена, всем хорошо известные, но знаю по свидетельствам близких к этим полководцам людей.
Так вот, чтобы нам не делаться горячо верующими только тогда, когда становится уж совсем плохо, давайте каждое воскресенье приходить в Божий храм! С этого начнем, не с каких-то огромных подвигов. Храм построен — приходите в воскресенье, приводите детей, мужа или жену. Именно тогда мы и будем непобедимы. Именно тогда Господь благословит наше личное, семейное, общественное, государственное благополучие. А если построим храмы, а ходить в них не будем, то большая на нас ответственность и сильнее, может быть, гнев Божий.
Все это говорю вам, мои дорогие, чтобы еще и еще раз подчеркнуть огромное значение Божиего храма в духовной жизни и решающее значение для каждого человека веры в Бога. Решающее — в определении личного, семейного благополучия, а также и в обеспечении подлинного благополучия страны и всего народа.
Пусть Господь укрепит нашу веру. Пусть эта вера никогда не будет превращаться в обрядоверие. Она навсегда должна поселиться в нашем сознании и нашем сердце, и тогда каждый из нас и все мы вместе станем непобедимыми. Всему этому учит история нашей Церкви, в том числе история Тверского края. И, конечно, навевает эти мысли замечательный, возведенный вашей верой, вашими трудами величественный кафедральный собор. Да хранит Господь землю Русскую, землю Тверскую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свое сердце и свою мысль к Господу и Спасителю нашему. Аминь.
Все новости раздела
21 июля 2024 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в воссозданном кафедральном Спасо-Преображенском соборе г. Твери. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Игорь Михайлович, господин губернатор! Дорогие высокие гости, отцы, братья и сестры!
Можно смело сказать, не впадая ни в какие преувеличения, что сегодня произошло историческое событие. Это исторический день для города Твери, имевшего огромное значение в древней истории нашего Отечества, но и сегодня обладающего большим потенциалом и играющего важную роль в укреплении экономики и обороноспособности страны. Тверь никогда не теряла своего значения, хотя и были времена ее ослабления. И не может потерять — не только потому, что географически прекрасно расположена, но и потому, что здесь живет замечательный народ, трудолюбивый, талантливый, мужественный, который умеет защищать родную землю, умеет сохранять Православие, несмотря на страшные угрозы, и восстанавливает свои святыни.
Вот и этот замечательный кафедральный собор — разве не символ, не проявление духовной силы тех, кто живет в сем святом граде, включая власти, воинство, людей состоятельных и совсем простых? Такая святыня могла быть воссоздана только соборно, то есть всеми вместе, и только тогда, когда в ней есть потребность. А ведь это самое главное. Если у людей есть потребность иметь храмы, значит, у них есть потребность вступать в контакт с Богом. Не по привычке, не в силу какого-то обряда, а внутренняя, духовная, даже интеллектуальная потребность.
И ведь этот контакт, если он искренен, сердечен, если он наполнен верой, никогда не посрамляет того, кто вступает в общение с Богом. Разве люди на протяжении тысяч лет обращались бы к небесам, к Богу, если бы не получали ответ? Многие знают: если плохой чиновник, то к нему раз сходили с просьбой, а он не помог, второй раз не помог, а на третий раз уже никто не пойдет. Не будет человек обращаться туда, откуда не приходит ответ, причем положительный, содержательный ответ. Сам факт наличия реальной связи с небом, с Богом есть сокрушительный аргумент против всех, кто Бога отрицает. Или приведите в пример, отрицающие Бога, хоть что-нибудь, что на протяжении тысяч лет сохраняется не просто в традиции, но и в жизни людей, как одна из самых важных потребностей!
Именно отвечая на эту потребность, а вовсе не теша себя тщеславием, Патриарх и Синод приняли решение строить храмы на русской земле, коих так много было разрушено в безбожное лихолетье. А ведь нас останавливали, говорили, будто все это пиар-кампания, что храмов вполне достаточно, что в некоторых городах они и народом не наполняются, — в общем, что не нужно строить никаких храмов. И это была критика не только в мой адрес, поскольку я инициировал это строительство, но и в адрес всех архиереев, которые активно включились в возведение храмов на территории своих епархий.
Ну, а где сейчас эти критики? Кому в голову придет утверждать, что напрасно мы сегодня молимся в этом храме, что напрасно строятся храмы на территории Тверской, Петербургской, Московской, Новгородской областей? Никому в голову не приходит, потому что даже самые жесткие критики, наблюдая за этим совершенно дивным процессом, говорят: не знаем, есть Бог или нет, но мы с уважением относимся к тому, что люди делают. Такое и я часто слышу.
А сколько людей пришло к Богу через строительство храмов — строители, инженеры, архитекторы, представители местных администраций, руководители разного уровня! Почему? Да потому что храм — место присутствия Божественной благодати. И нужно быть уж очень зачерствелым человеком, с каменным сердцем, с детерминированными ложными идеями, чтобы не увидеть за всем этим дивное движение людей к Богу в нашей стране, выражающееся, в том числе, и через строительство святых Божиих храмов.
Строительство храма — это, как я уже сказал, результат духовного энтузиазма и, несомненно, мировоззренческого подвига, но, с другой стороны, ведь это и обязательство, которое берут на себя все, кто храм строил. Нельзя построить храм, а потом в него не ходить, — говорю, обращаясь к строителям, архитекторам, местному начальству. Построили храм? Извольте ходить! Иначе как объяснить ваши усилия по строительству храма? Может, ради политического пиара строили, если храм Божий вам не нужен? Каждый новый храм — это призыв идти в храм, идти навстречу Господу. А придя в храм, следует подумать о себе, о своей жизни, подвергнуть себя самому главному суду — суду своей совести. Вычленить из своего жизненного опыта все самое тяжелое, позорное, о чем даже вспоминать стыдно, покаяться пред Господом, а если сил хватит, то и на исповеди, чтобы смыть этот грех, чтобы его больше не было, чтобы с нового, чистого листа писать свою жизненную историю. Все эти возможности открываются, когда появляется храм Божий, когда возникает сильная православная община, когда совершаются богослужения, когда совершается общая молитва, когда возвышается дух человека и укрепляется дух народа.
Еще и еще раз хотел бы поблагодарить и светские власти, которые принимали в строительстве собора активное участие, и церковное руководство, в первую очередь в лице владыки митрополита Амвросия, но, знаю, и многие другие помогали. И, конечно, самая большая благодарность всем вам, мои дорогие, за то, что веру сохранили, за то, что строить храм помогли, за то, что наполняете его в часы молитвы. Верю, благословляю и очень желаю, чтобы и впредь храм Божий вами наполнялся. А если по всей Руси великой произойдет духовное возрождение народа, то никакие силы нас не победят.
Кстати, это очень хорошо поняли и наши «стратегические партнеры», те самые, которые ополчились на Русь Святую, как мы молимся на каждом богослужении, которые силой, хитростью, попытками дипломатической и экономической изоляции пытаются заставить Россию и русских идти по намеченному ими пути.
Мои родители пережили Ленинградскую блокаду; отец как инженер участвовал в строительстве оборонных укреплений вокруг Ленинграда. Я уже как-то рассказывал эту историю, но еще раз расскажу. Где-то в районе Луги они строили укрепления и вдруг увидели, как бегут солдатики. Отец их остановил их и спрашивает: «Ребята, вы куда бежите?» — «Отступаем!» — «А почему вы не на боевой позиции?» Один из солдатиков отвечает: «У нас одна трехлинейка на двоих. Нам сказали: когда одного убьют, пусть второй возьмет. На эту трехлинейку одна обойма, а там танки! Как же мы можем победить тех, кто едет на танках?»
Вот таким было соотношение сил — можете себе представить? А кто победил? Мы победили! Почему победили? Конечно, мужество народа, мудрость военачальников, героизм армии — все это было. Но ведь и другие армии имели мудрых полководцев, прекрасное военное снаряжение, дисциплину — и сдались. А мы не сдались! И за всем этим — не только личный героизм наших воинов, не только талант полководцев. За всем этим — рука Божия. Именно так и наши военачальники времен Великой Отечественной войны воспринимали свои победы, а потому хоть и тайно — уж больно высокое положение занимали, — но приходили в храмы, ставили свечи, молились. Не буду сейчас называть их имена, всем хорошо известные, но знаю по свидетельствам близких к этим полководцам людей.
Так вот, чтобы нам не делаться горячо верующими только тогда, когда становится уж совсем плохо, давайте каждое воскресенье приходить в Божий храм! С этого начнем, не с каких-то огромных подвигов. Храм построен — приходите в воскресенье, приводите детей, мужа или жену. Именно тогда мы и будем непобедимы. Именно тогда Господь благословит наше личное, семейное, общественное, государственное благополучие. А если построим храмы, а ходить в них не будем, то большая на нас ответственность и сильнее, может быть, гнев Божий.
Все это говорю вам, мои дорогие, чтобы еще и еще раз подчеркнуть огромное значение Божиего храма в духовной жизни и решающее значение для каждого человека веры в Бога. Решающее — в определении личного, семейного благополучия, а также и в обеспечении подлинного благополучия страны и всего народа.
Пусть Господь укрепит нашу веру. Пусть эта вера никогда не будет превращаться в обрядоверие. Она навсегда должна поселиться в нашем сознании и нашем сердце, и тогда каждый из нас и все мы вместе станем непобедимыми. Всему этому учит история нашей Церкви, в том числе история Тверского края. И, конечно, навевает эти мысли замечательный, возведенный вашей верой, вашими трудами величественный кафедральный собор. Да хранит Господь землю Русскую, землю Тверскую и каждого, кто с верой и надеждой обращает свое сердце и свою мысль к Господу и Спасителю нашему. Аминь.
Другие новости раздела
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В.В. Путину с днем рождения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Президента Российской Федерации В.В. Путина с днем рождения.
В широкий прокат вышел документальный фильм «Крест»
26 сентября в широкий российский прокат вышла кинокартина «Крест» — масштабный документальный фильм на религиозную тему, рассчитанный на международную аудиторию и с международной географией съемок
Популярные новости
Торжество в храме Покрова в селе Лески
15 Октября в день Воскресный , по благословению благочинного Малоархангельского района Протоиерея Николая Гонтар , была совершена Божественная литургия , настоятелем Покровского храма села Архарово иеромонаха Ефрема (Босых С.А.). ...
Праздник Покрова Божьей Матери в селе Архарово
Приход храма Покрова Божьей Матери села Архарово, отметили свой престольный день. Службу возглавил настоятель Иеромонах Ефрем (Босых С.А.). На службе присуствовал глава Малоархагельского района Матвейчук Петр Васильевич.
Рождественская Архиерейская Ёлка в городе Малоархангельск 2024 года. С участием Воскресной группы село Архарово храма Покрова Богородицы.
10 января 2024 года, в день попразднства Рождества Христова, в Доме Культуры города Малоархангельск состоялась Архиерейская рождественская елка. У входа в Дом Культуры архипастыря встречали заместитель главы администрации ...