История Свято-Покровского храма с. Архарово

«И всё-таки церковь над тихой деревней
Покой навевает блаженный и древний!

Иль небо за нею, иль чистые звоны
В душе растворяют бесследно препоны.

И золото купола не вредоносно!
Оно бескорыстно! Оно венценосно!»

Леонид Зельцер — “Деревенская церковь”

В ста километрах от Орла, в небольшом селе Архарово, возвышаясь над поселковой застройкой, стоит храм. Сколько ему точно лет не известно, однако по крупицам, собранным местными краеведами, указывается дата 20-40-е гг. 19 века. По другой версии, передаваемой местными старожилами устно, храм был заложен еще при Екатерине II в 18 веке, так что условные рамки не менее двухсот лет.

Это не удивительно ведь в 20-30-е гг. 20-го века храм подвергся разорению при смене власти, а затем сильно пострадал во время Второй мировой войны, о чём свидетельствуют как послевоенные фотографии, так и многочисленные гильзы, найденные во время строительных работ у самого основания фундамента; естественно были безвозвратно утрачены и приходские документы храма.

Тем не менее, благодаря энтузиазму местных краеведов, по оставшимся архивам удалось восстановить часть истоков и более подробное исследование последних ста лет истории храма. Так стало известно, что первоначально храм был посвящён во имя Владимирской Божией матери и был построен в стиле позднего классицизма.

В последней четверти 18 в. ведущим стилем русской архитектуры стал классицизм, распространившийся как в светском, так и церковном зодчестве. Это связано так же и с тем, что в храмостроении «зрелого» и позднего классицизма явственно звучит идея утверждения и прославления имперской мощи, коей в то время была самодержавная Русская Монархия.

Так церковь построена в виде ротонды, а колокольня – в виде четырёхгранной пирамиды. Из переводных источников посвящённых эмблемам и символам широко распространившихся в 18 веке  известно, что круг и пирамида символизируют вечность; круг, кроме того, служит символом совершенства Бога. Символика такого рода, доступная лишь образованным слоям общества, была по своему интерпретирована в народе, давшем церкви название «Кулич и Пасха» - по наружному сходству.

Храм сооружался на протяжении сорока лет, строился без лесов – насыпью земли. Каждая семья в округе участвовала в строительстве храма какое-то время во Славу Божию – по очереди. Раствор для строительства готовился по старинной  технологии – на основе куриных яиц. Кладка получилась настолько прочная, что перенесла как «пытки» советской власти, так и удары Великой Отечественной.

В результате была возведена ещё одна Божия твердыня и это не преувеличение или метафора. Так толщина стен составила  от одного до полутора метра, длина и ширина соответственно 32 и 27 метров, высота колокольни 45, а центрального предела 35 метров, что для сельского храма в наше время впечатляет. При этом в центральном пределе сохранилась роспись, изображающая четырёх евангелистов и погребение Господне (восстановленная уже в наше время). Так же до сих пор сохранилось предание, что помещик, либо заложивший, либо участвующий в возведении храма, захоронил свою почившую дочь в стене справа ради вечного поминовения любимой дочери.

В дореволюционные годы территории храма был так же отведён не малый участок под нужды. Так в конце 19-го столетия здесь существовали две одно-классные церковно-приходские школы, одна для мальчиков – с 1889г., другая для девочек – с 1893г..

«Полутьма и поля, в горизонты оправленные,
широки как моря.

Усеченные и обезглавленные церкви
бросили там якоря.

Эти склады и клубы прекрасно стоят,
занимая холмы и нагорья,

привлекая любой изучающий взгляд
на несчастье себе и на горе…»

Борис Слуцкий — “Старые церкви”

В послереволюционные годы приход подвергся репрессиям.  Весной 1922 по указанию отдела управления Губисполкома по Малоархангельскому уезду было предписано (распоряжением от № 1342) образовать комиссию «по выявлению наличия церковных ценностей».

Отдел управления гуписполкома составил список церквей, действующих в городе и уезде. Согласно списку по состоянию на 31 марта 1922 года в Малоархангельском уезде имелось 54 церкви. Перечень и список изъятий был основательным; в него входили не только украшения икон, дискосы, звездницы, кадила, лампады и подобные благоукрашения храма, но даже и лжицы.

Согласно показаниям уполномоченного губернского политотдела Семёнова за время компании по изъятию церковных ценностей было отобрано, - «64 с половиной золотника, серебра 50 пудов 34 фунта...»

Последующие годы подтвердили антирелигиозную, антинародную политику советской власти по отношению к церкви и к верующим.

Священник Леонов Сергей Иванович, 1885 г. р., уроженец и житель с. Покровка Малоархангельского района арестован в 1930 г. Осужден на 3 года концлагерей.

В 1933 году был арестован и осужден на 5 лет ИТЛ священник церкви села Архарово Адамов Константин Васильевич, 1899 г.р., уроженец с. Парахино Ливенского района Орловской области.

Оставшиеся (после разграбления храма в 1922г.) иконы местные верующие смогли спрятать. В 1933 – 1935 годах храм начали разрушать. Сначала сбросили купола, затем разломали крышу и пол.

В годы Второй Мировой здесь в Архарово располагался один из штабов вермахта группы армий «Центр», во время наступательно освободительной операции (Мало-Архангельская операция 5февраля —2марта 1943 года) колокольня храма, используемая  как наблюдательный пункт, могла стать основной целью, но по Промыслу Божию этого не произошло - немцы были вынуждены отступить. Тем не менее,  после Великой Отечественной войны церковь находилась в полном разорении. Невредимы остались только стены.

В 1946 году, когда государство вернуло церковь православной общине, три пожилых женщины поселились в храме, и привели в порядок часть главного алтаря, сохранившиеся иконы. Имя одной из этих женщин история сохранила - её звали Полина, она была жительницей села.

Через несколько лет церковь была частично восстановлена. Службу при храме проводил отец Терентий. В 1947 году священник Печкарёв Терентий Петрович был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После отца Терентия служить стал монах – отец Амос, он прослужил довольно долго. Затем служил отец Иоанн, но не долго (точные даты не восстановлены, да в то время было и не до записей), так как в 1976 году на новой волне атеизма советская власть закрыла несколько храмов в Орловской области. Запрещалось посещение храмов, крещение детей.

Православные обряды совершались тайно, часто на дому у кого-то из местных сельчан. История сохранила имя одной такой подвижницы села Архарово – Чинской Евдокии Павловны. Так же сохранились сведения о действующей на тот момент часовне в близи местного кладбища, однако на данный момент не сохранилось ни фундамента, ни даже сведений о месте, где она стояла. Так, благодаря вере и усердию немногих верующих, приход продолжал жить в годы гонений.

“Частичка Руси, уголок тот родимый, —
Он церковью будто веками хранимый!

Святая защита живого пространства!
И с горькими мыслями можно расстаться,

Отбросивши торги, расчёты и меры,
Почуявши силу ниспосланной веры…”

Леонид Зельцер — “Деревенская церковь”

Следующий этап истории Покровского храма – 1978 год. В это время он был снова передан православным верующим. На момент передачи состояние храма было плачевным: отсутствовала кровля, вырванные полы, разбитые окна, утрачена роспись.

К началу 80-х  трёхпрестольный храм был переосвящён епископом Глебом (Смирновым): левый престол 7 июля 1979г. – в честь Рождества Иоанна Крестителя; центральный 14 октября 1981г. – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и правый престол 22 мая 1982г. – в честь Мирликийского Николая Чудотворца.

В 1980-м году в Архарово приехал иерей Борис (родом из Орла), он начал ремонт храма, но служение его на приходе было не долго, так как местные власти всячески препятствовали его деятельности. Основной ремонт продолжил уже отец Пётр Семенович, так же родом из Орла. Он восстановил внутреннее убранство храма и провёл частично наружный ремонт.

В конце 1980-го настоятелем Покровского храма был назначен  протоирей Дмитрий Зорин, отслуживший 10 декабря первую литургию на новом посту. При нём был закончен капитальный ремонт церкви, был построен церковноприходской дом для церковнослужителей рядом с храмом. Вместе со свой многодетной семьёй (у них с матушкой было 10 детей) он своими руками занялся отделкой церкви снаружи, обнёс территорию храма железной оградой, посадил молодой сад около храма, благоустроил территорию, провёл воду.

Тяжёлый труд и приходские обязанности, выпавшие на плечи Зориных, были не единственным испытанием – к началу 90-х Покровский храм был единственно действующим от Орла до Ливен, это отразилось на духовной непросвещённости людей, часто выражавшейся в непонимании и порой раздражении в отношении духовенства. Нелегко было о. Дмитрию сдвинуть этот камень людского невежества, но со временем, с Божией помощью и по молитвам батюшки приход стал оживать.

Отец Дмитрий немало вложил сил и труда в восстановление прихода, где служил до самой своей смерти в декабре 1998г.. Здесь же за храмом у алтарной стены он и похоронен рядом со свой матушкой – монахиней Серафимой, она почила уже после мужа через несколько лет, приняв постриг.

На похороны отца Дмитрия приехало множество православных верующих, духовенства, желающие почтить его память, и в его лице память всех священников, совершившим подвиг сохранения и восстановления Церквей, требовавший большого духовного дарования и немалых административных способностей.

Около двух лет на приходе не было настоятеля, службы совершались приезжими из соседних приходов священнослужителями, иногда направляли батюшек из Орла.

В течение этого периода за храмом присматривали дочь отца Дмитрия – Зорина Мария Дмитриевна и её мама Серафима. Даже после смерти отца она продолжила его труд, смогла добиться от властей провести газ к храму, до этого все годы отапливать приходилось углём.

В 2000 году постоянным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы был назначен иерей Сергий (ныне иеромонах Ефрем). Будучи на тот момент совсем молодым священнослужителем (около 25 лет), он активно взялся за восстановление храма. В течение последующих пяти лет он устроил капитальный ремонт храма начиная с полной перекладки пола, были полностью отреставрированы стены храма как внутри, так и с наружи, частично восстановлена роспись в центральном пределе; полностью заменена прогнившая кровля, отреставрированы иконостасы, и наконец, храм приобрёл свой нынешний вид.

Восстанавливая храм, занимаясь строительством о. Ефрем не забывает о главном – о церковном просвещении, так при нём впервые почти за сто лет, вновь была открыта воскресная школа для детей.

На сегодняшний день настоятель Покровского о. Ефрем продолжая своё пастырское служение не перестаёт благо украшать храм и его территорию.

 

Составлено на основе предоставленных материалов:

  • Полынкин Александр Михайлович Краевед Покровского района.
  • Неделин В., Ромашов В. Архитектурные древности Орловщины / В. Неделин, В. Ромашов. — Орел : Вешние воды,1998г.
  • О.Егорова, библиотекарь Малоархангельской городской библиотеки.

 

Популярные новости

Божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы село Лески
Приходская жизнь

Божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы село Лески

Духовенство Малоархангельского района совершило Праздничную божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Лески

Торжество в храме Покрова в селе Лески
Приходская жизнь

Торжество в храме Покрова в селе Лески

15 Октября в день Воскресный ,  по благословению благочинного Малоархангельского района Протоиерея Николая Гонтар , была совершена Божественная литургия , настоятелем Покровского храма села Архарово иеромонаха Ефрема (Босых С.А.).  На ...

Праздник Покрова Божьей Матери в селе Архарово
Приходская жизнь

Праздник Покрова Божьей Матери в селе Архарово

Приход   храма Покрова  Божьей Матери села Архарово,  отметили  свой престольный день. Службу возглавил настоятель Иеромонах Ефрем (Босых С.А.). На  службе присуствовал  глава  Малоархагельского района Матвейчук Петр Васильевич.

Все новости